По данным ГИМС ГУ МЧС РС (Я) с начала ноября месяца в республике зафиксировано свыше девяти случаев провала транспортных средств под лед, с гибелью четырех человек. Принимая во внимание сравнительно поздние сроки открытия переправ для тяжелой автомобильной техники, возможны происшествия на водных объектах в Якутии будет и дальше возрастать.
Отметим, что в республике в зимнее время работает 49 переправ, семь из них федерального значения, четыре республиканские переправы и 38 переправ муниципального значения. Необходимо менять организационно-технологический подход к обустройству ледовых переправ на всей территории Республики Саха (Якутия).
В этой связи вопрос разработки нетрадиционных способов регулирования прочности льда для повышения безопасности при передвижении технических средств и населения по ледовому покрову является актуальным для Республики Саха (Якутия).
В рамках плана научно-исследовательских работ Государственного казенного учреждения «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» в 2011 году была выполнена научно-исследовательская работа «Разработка способов регулирования несущей способности ледяного покрова на реках Арктической части Республики Саха (Якутия)». Государственным заказчиком выступило Правительство Республики Саха (Якутия), ведомственным заказчиком Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия)», автором и исполнителем темы проекта был генеральный директор ЗАО «Транссахамост» В.Н. Мазур.
На заключительном этапе НИР было предусмотрено внедрение методической части проекта на реке Лена в районе ледовой переправы Хатассы-Павловск.
Для этого, в первых числах ноября В.Н. Мазур совместно с ГКУ «Служба спасения РС (Я)» были проведены подготовительные работы по очистке льда от торосов, что обеспечило открытый контакт льда с морозным воздухом и его ускоренное нарастание термическим путем. В результате этого подготовленный участок ледовой переправы длиной 1,5 км. 15 ноября был готов для пропуска автотранспорта массой до 3-х тонн. При этом толщина льда на подготовленном участке составляла 25-30 см. при естественной толщине для этого времени 12-18 см. Испытания, проведенные ГКУ «Служба спасения РС (Я)» с применением вездехода «УРААНХАЙ» массой 3 тонны показали хороший результат и надежную несущую способность льда.
Отчет по испытаниям был передан в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науки и в Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Таким образом, в результате выполнения В.Н. Мазур научно-исследовательской работы была разработана технология термомеханического создания быстровозводимых сезонных ледовых автомобильных переправ повышенной прочности. При этом необходимо отметить особую важность предлагаемой технологии в том, что кроме обеспечения ускорения транспортной доступности, она не только позволяет повысить социально-экономическую и геостратегическую надежность, но и позволяет использовать её для проведения эффективных превентивных мероприятий по безопасному пропуску льда в период весеннего половодья.
|