Спасение. Наука. Безопасность. Пожалуй, этими тремя словами можно охарактеризовать Службу спасения Якутии.
Передовые технологии, новейшие научные разработки стоят на вооружении якутских спасателей уже не первый год. Но это было бы невозможно без сплоченного, проверенного коллектива службы спасения. Это не просто специалисты, спасатели, но и ученые, с энтузиазмом разрабатывающие новые приборы, устройства, экипировку, значительно облегчающие поисково-спасательные работы и повышающие оперативность их проведения и эффективность.
Увлеченность. Качество. Участие. В этом - суть личного состава ГКУ РС(Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)». О деятельности не совсем обычного государственного казенного учреждения и инновационных технологиях рассказывает руководитель Николай Александрович Находкин.
- Разработки инновационных технологий в Службе спасения Якутии по большей части вынужденные. У нас отличные от других регионов суровые условия, так что постоянно приходится модернизировать имеющуюсятехникудля повышения успешности поисково-спасательных работ. Некоторые приборы приходится дорабатывать или придумывать самим.
Костюм-поплавок
Ежегодно для контроля за прохождением паводка на реках республики в районы выезжают оперативные группы ГУ МЧС России по РС(Я) и спасатели. Всегда существует вероятность, что спасателям придется работать в ледяной воде, поэтому в прошлом году мы провели испытания костюмов, которые могут удерживать человека на плаву. В него вшиты пластины из материала, не дающие утонуть пострадавшему, экипировка сохраняет тепло, человек больше часа может продержаться в ледяной воде. За это время онможет самостоятельно выбраться на берег, или к нему подоспеет помощь. Сейчас наши спасатели уже обеспечены такими костюмами. И мне, как руководителю, стало чуть спокойнее за ребят, когда отправляю их на противопаводковые работы. К тому же,костюм помогает более эффективно проводить поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы. Как известно, большинство местных жителей – заядлые рыболовы и охотники, многие по роду своей деятельности проводят много времени на открытом воздухе, возле водоемов.
По статистике, более 250 человек погибают на воде. В их числе и те, кто умер от переохлаждения. На маломерном судне необходимо использовать спасательные жилеты. Но люди, нарушая правила безопасности, не всегда надевают спасжилеты,что при возникновении нештатной ситуации может стоить им жизни. А костюмы-поплавки можно использовать в повседневной носке, их надевают в начале дня, а не перед поездкой, как спасательные жилеты, и при попадании в воду человек может продержаться до прихода помощи или самостоятельно выбраться, не теряя при этом драгоценное тепло. Если законодательно приравняют костюмы к спасательным жилетам, выбор людей, думаю, будет очевиден. Костюмы уже «ушли в народ», их повсеместно используют и рыбаки, и охотники.
Поисково-спасательное устройство
Чтобы более эффективно искать людей, мы разработали новое поисково-спасательное устройство (ПСУ). Поиски подобного прибора Службой спасения Якутии велись давно, но успехов не имели. Поэтому мы разработали его сами. Данный прибор подходит для поиска людей в глухой малолюдной местности. Когда человек теряется, как правило, сначала поиски проводятся на местном уровне -население прочесывает местность по квадратам. После подключают спасателей. Может пройти некоторое время между пропажей человека и началом профессиональных поисково-спасательных работ. По нашим подсчетам, человек,в зависимости от возраста и состояния здоровья, наибольшее расстояние может пройти в первые сутки, вследствие чего приходится многократно увеличивать район поиска. Данные поисково-спасательные приборы устанавливаются по заведомо большему периметру на расстоянии от одного до трех километров друг от друга. Зона расстановки данных устройств по спирали будет сужаться к центру.
По логике, если человек заблудился, ищет дорогу, то должен выйти на автомобильный гудок. Поэтому на данном приборе установлен мощный автомобильный сигнал, который через определенные временные промежутки будет автономно подавать гудки. Были идеи записать человеческий голос, но решили, что это может отпугнуть потерявшегося. На устройстве имеется таймер для экономии аккумулятора, и только в темное время суток на нем включается световой маяк. Если человек выйдет к месту установки такого маяка, прочитает закрепленную на нем информацию о начатых поисково-спасательных работах, нажимает на кнопку, - тем самым подает сигнал оперативному дежурному Службы спасения Якутии, который, в свою очередь, определит, с какого прибора он был подан. Установят координаты,и в данный район будут направлены спасатели.
По нашим расчетам, в течение суток потерявшийся человек в любом случае должен выйти к одному из тридцати установленных поисково-спасательных устройств. Если за это время ни с одного устройства сигнал не поступит, значит, ему, возможно, стало плохо, он не в состоянии передвигаться или наступил летальный исход. Тогда необходимо продолжать прочесывать территорию по небольшим участкам, проверять ямы, овраги.
Сейчас эта модель ПСУ совершенствуется, ее нужно сделать легче и мобильнее. В планах Службы спасения Якутии- разработка своей методики поисков с мобильным поисковым комплексом, в который войдет данное устройство. Для расстановки подобного оборудования планируем сформировать специальный отряд на базе группы перспективного развития и применения беспилотных летательных аппаратов, специалисты которого являются разработчиками данного поисково-спасательного устройства. Надеюсь, эффективность поисковых работ многократно улучшится. По крайней мере, легче будет находить подростков и взрослых людей, так как большинство теряющихся - именно люди этих возрастных категорий. Маленький ребенок, конечно, не сможет воспользоваться данным прибором.
Думаю, года через два уже будет налажено серийное производство поисково-спасательных устройств.
Спасательный радиоуправляемый снаряд
Еще одна разработка спасателей Якутии – спасательный радиоуправляемый снаряд, представляющий собой бревно из пенопласта, который можно использовать на расстоянии 500 метров от берега или судна. Через минуту – полторы спасательный снаряд будет рядом с человеком, упавшим в воду, что даст возможность ему продержаться до прихода помощи. Этот снаряд гораздо легче спасательного круга, который не всегда можно добросить до потерпевшего и помощь будет неэффективна.
Разработан и второй,управляемый, вариант спасательного устройства с более мощным двигателем и его максимальной грузоподъемностьюоколо 130 кг, благодаря чему, можно транспортировать человека к берегу.
В данное время разрабатывается третье поколение спасательного снаряда, который бы в темное время суток самостоятельно находил людей в воде и подплывал к ним. Все расчеты есть, но пока из-за отсутствия финансирования мы не можем воплотить идею в жизнь. Эту работу курирует начальник группы перспективного развития и применения беспилотных летательных аппаратов ГКУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» Петр Ксенофонтович Васильев.
Все инновационные разработки мы делаем только на энтузиазме. Нам удалось собрать людей, которые хотят и могут этим заниматься.
Спасатель-ученый
У нас не совсем обычная спасательная служба. В Службе спасения республики очень сильная научная составляющая. Вообще, мы стараемся набирать людей с высшим образованием.Среди наших специалистов есть несколько кандидатов наук, два спасателя, закончившие ВУЗы с золотой медалью. Считаю, что спасатель должен быть не только физически подготовленным, не просто исполнять команды, но и хорошо работать головой. Спасатель должен уметь организовать людей, в условиях ограниченного времени принимать правильные первичные действия.
Еще раз повторюсь, к разработке инновационных технологий спасения нас вынудила работа в суровых климатических условиях. К тому же в этом направлении нас понимает и поддерживает в начинаниях руководство республики.
Трудности внедрения инноваций
У меня, как у руководителя спасательной службы, всегда остро стоит вопрос - в чем отправлять своих ребят на поиски людей в зимнее время. Имеющаяся в наличии форменная одежда разработана по российским ГОСТам и подходит для работы в средней полосе, где температура не опускается ниже тридцати градусов, но для работы в наших климатических условиях это неприемлемо. ВЯкутии температура порой опускается ниже отметки в пятьдесят семь градусов. Стандартная форменная зимняя одежда не подходит для работы в таких условиях. Поэтому работники Службы спасения Якутии вместе с компанией «Техноавиа» разработали свою модель зимнего костюма. Но тут столкнулись со следующим:согласно Федеральному закону N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для приобретения данного костюма необходимо наличие трех участников конкурсных торгов. А их, кроме «Техноавиа», больше никто не изготавливает. Значит, конкурс не может состояться. Организаторы конкурса настаивают на направлении разработки и на другие фабрики, но тут встает вопрос авторских прав.
Также значительно затрудняет внедрение новинок сертификация продукции - для этого необходимы массовые испытания.
В нашей работе, бывает, возникают трудности из-за нюансов в законодательстве. Например, при странных обстоятельствах в тайге потерялся охотник. Он был один, оружие и собака заперты в доме, а его нет.Возможно, мужчина стал жертвой медведя-шатуна. Нужно направлять в этот район спасателей. А они, по закону, не имеют права носить оружие, хотя любой оленевод и геолог вправе при необходимости применить ружье в тайге.
Поиски идеального внедорожника для Якутии
Недавно Служба спасения Якутии приняла участие в Межрегиональной специализированной выставке «Нефть. Газ. Экология. Энерго-2013», «Связь. Транспорт. Безопасность-2013». В рамках выставки состоялся круглый стол, где были рассмотрены вопросы развития сервисного и гарантийного обслуживания вездеходного транспорта в труднодоступных районах Якутии с участием производителей моделей внедорожников: «Север», «Мул», «Кержач» и других.
К сожалению, промышленной внедорожной модели, готовой к нашим условиям эксплуатации,нет. Мы постоянно проводим мониторинг рынка таких машин. Испытали множество автомобилей российского и зарубежного автопрома, но готовоймашины, отвечающей всем нашим требованиям, не нашли. Их приходится использовать как полуфабрикат для адаптации к местным условиям.
На обсуждении с руководителями фирм -производителей вездеходов все участники круглого стола пришли к единому мнению – необходимо модернизировать технику, дорабатывать для условий Якутии. На март следующего года запланированы большие тестовые испытания вездеходов. Было решено испытать автотехнику в большом автопробеге. Республика нуждается в этих вездеходах, при помощи подобных машин можно доставлять грузы в отдаленные северные районы. По итогам предстоящего ралли Якутия может выбрать типовой вездеход. При наших климатических условиях и больших территориях нужна очень надежная автомашина. В республике пользуются популярностью автомобили марки «УАЗ», но и они не идеальны - не везде проходят. Идеальная машина для местных условий должна быть неприхотливой, надежной, иметь двойной или тройной уровень безопасности, как в авиации. Чтобы при поломке в глухой деревушке или тайге можно было установить взамен поврежденной детали, к примеру, от трактора или того же «УАЗа». Чтобы от маленькой сломанной электронной детали не зависели жизнь и здоровье людей. Машина должна быть по надежности, как автомат Калашникова - чтобы работала и в опытных, и в неумелых руках.
К сожалению,на данный момент производители не могут создать машину, похожую на разработанного семьей Смурыгиных и зарекомендовавшего себя очень неплохо в работе «Ураанхая» - он уже шестой год колесит по бездорожью,неприхотлив и надежен.
Производители современных снегоболотоходов дают гарантию по прохождению автомобилем 5000 километров. Учитывая наши территории – это одна или две поездки. К примеру, расстояние между городами Мирный и Алдан 1600километров. Туда – обратно, получается уже 3200 километров. Вот и получается - это одноразовые машины.
В данное время в Якутии проходят жесткие испытания снегоболотохода«Мул» северного варианта с условным названием «Бизон». Сразу скажу – их необходимо модернизировать, а вот насколько - будет зависеть от производителя.
Конечно, в республике можно аккуратно эксплуатировать любую технику, как это делают частные лица. Можно и на «Лаборджини» ездить. Но мы - спасательная служба, и для оперативности порой приходится мчаться на скорости по бездорожью, ехать по пересеченной местности – все для того, чтобы помощь подоспела вовремя.
Республиканская Служба спасения удостоена различных наград по итогам всевозможных выставок международного, российского и регионального уровня. Спасатели Якутии и новейшие научные технические разработки – идеальный тандем для повышения эффективности поисково-спасательных работ в суровых условиях Севера. И лучший показатель этому - сотни спасенных жизней.
Надежда ТОМСКАЯ
пресс-служба ГУ МЧС России
по Республике Саха (Якутия)
|