Поездка по замёрзшему водоёму всегда сопряжена с риском! Каждую зиму Служба спасения Якутии советует водителям воздержаться от неё, но соблазн прокатиться по ледяной глади перевешивает здравый смысл, даже серьезные штрафные санкции не всегда могут образумить любителей экстрима.
Припорошенные снегом промоины и трещины, тонкий лед — вот основные неприятности, подстерегающие ездоков по водоёмам! И хорошо, если река или озеро не глубокие, тогда дело ограничится лишь притопленной машиной и промокшей одеждой. Жалко, но не смертельно. Но что делать, если лёд затрещал под вами там, где глубина достигает нескольких метров?
Ежегодно в нашей республике несколько автомобилей обязательно уходят под воду — большинство тонет во время зимней рыбалки. Лучший способ выжить в такой ситуации, это вообще не заезжать на лед никогда, даже самой суровой зимой. Но если жизнь заставила, примите хотя бы минимальные меры предосторожности.
Итак, вы проваливаетесь
Бывалые советуют держать дверь автомобиля чуть приоткрытой во время поездки по льду. Дело в том, что машина редко проваливается вся разом. Скорее всего, лёд проломится под одной из осей — и у вас будет немного времени, чтобы покинуть салон, не встречая сопротивления воды. Однако дверь может оказаться заблокированной. Кроме того, велик риск, что бурный приток воды через проём не даст вам выбраться наружу. В таком случае немедля выбирайтесь через боковое окно: обычная легковушка продержится на плаву десяток – другой секунд, медленно наклоняясь в сторону двигателя. На этот случай неплохо держать в салоне молоток — разбить стекло, если подъёмник заклинит.
Вы тонете
Случилось худшее, вы упустили время или просто не повезло — машина сильно накренилась и стремительно набирает воду, а двери намертво заблокированы. Шанс на спасение сохраняется, главное не паниковать! Прежде всего, стоит держать в голове то, что дверь не откроется до тех пор, пока давление не уравновесится. То есть пока салон не заполнится водой. За это время нужно успеть скинуть куртку, которая станет смертельно тяжёлой, когда намокнет. Также помните, что чем больше в салоне воды, тем быстрее тонет машина, так что нужно точно рассчитать время для вдоха.
Другой вариант спасения предполагает, что вы не будете хладнокровно ожидать заполнения салона водой, тем более что тонущую машину постепенно сносит течением от спасительной полыньи, а разобьёте боковое стекло. Это может оказаться непросто без инструмента. Из подручных средств подойдёт металлическая ножка съёмного подголовника. Другой рукой при этом нужно крепко держаться за руль, так как мощный поток воды способен смыть вас вглубь салона и дезориентировать. Не заблудиться в темноте подо льдом важнее всего: пузырьки воздуха укажут вам, где верх, а открытая полынья будет выглядеть самым светлым пятном.
Спасение
Отыскать полынью и поднять голову над водой — само по себе чудо, но радоваться рано. Хотя плавающий в ледяной воде человек может не чувствовать холода из-за выброса адреналина, его время ограничено несколькими минутами. Необходимо срочно выбраться на лёд, что может оказаться непросто. Чтобы вылезти из воды, нужно опереться о кромку локтями и «лягушечьим» (словно вы плаваете брассом) движением ног вытолкнуть себя как можно дальше.
Затем вытяните руки и протащите себя вперёд, стараясь не толкаться ногами, чтобы не подломить кромку льда. Проползя пару метров по-пластунски, можно осторожно встать, однако лучше держаться низкой позиции (идти и бежать нагнувшись), так как работа вестибулярного аппарата может быть нарушена. Уходить следует по следу своего автомобиля — лёд там точно прочный. В мороз человек в промокшей одежде замерзает очень быстро, так что следует бежать в направлении жилья или хотя бы автомобильной дороги.
Сотрудники МЧС призывают любителей подледного лова проявлять осторожность и не подвергать свою жизнь опасности, выезжая на автотранспорте на лед!
|